Наркомания, насилие в семье, этнические конфликты: при чем здесь духовность?

«Nosce te ipsum» — это латинский перевод греческой пословицы «Gnothi seauton» («Познай самого себя»), написанной у входа в храм Аполлона в Дельфах.

Сознание среднего современного человека приглушено. Его заглушает часто утомительная, неудовлетворительная и напряженная работа, поток неважной, тревожной и ложной информации, экзистенциальные заботы, пробки на дорогах, звонки мобильных телефонов.

Есть ли в сознании такого человека место для сосредоточенного обращения с нематериальными и абстрактными вещами? Есть ли время для какой-либо духовности? При этом имеется в виду не только религиозно структурированное, но и более широкое понятие духовности, которое не обязательно должно находиться в институциональных рамках.

На понятийно-концептуальном уровне духовность трудно определить, но тем не менее отрицать ее невозможно.

Духовность как самопомощь.

Духовности трудно дать четкое определение, потому что это очень субъективное понятие, имеющее разное значение по отношению к индивидууму, и поэтому его трудно исследовать научно. На протяжении всей истории разные авторы описывали духовность зачастую слишком широко или слишком узко. Таким образом, духовность описывалась как фактор человеческой личности, интегрирующий все остальные характеристики, как аутентичность человека, источник жизненных исканий, связь с божественным или как осмысленное ощущение личной идентичности и цели в жизни. Тем не менее, кажется, что духовность может быть всем этим и даже больше, то есть что это многомерный конструкт.

Потребность в осмысленной жизни и отношениях с другими людьми, потребность в подлинном действии и ощущении четкой личной идентичности — все это термины, которые мы находим в попытках определить духовность, ясно говорящие нам о том, что вне зависимости от религиозных убеждений каждый человек является духовным существом. Теперь мы можем вернуться к первоначальному вопросу. Так какова же роль духовности в современном обществе и мире ?

Вы можете согласиться — ею немного пренебрегают. С одной стороны, у нас есть поток литературы по самопомощи, различные виды медитации, духовные программы и организации, но нам, кажется, не хватает какой-то систематической, выстроенной на всю жизнь связи с духовностью.

Темы, связанные с духовностью, очень редко появляются не только в учебниках по психологии, но и вообще в системе образования. С другой стороны, нам даже не нужно называть это духовностью, но подлинность и осмысленность наших отношений с другими и с самими собой, а также система ценностей и морали, которые мы развиваем, влияют на наше субъективное здоровье, наше поведение и выбор. Поэтому система, игнорирующая духовность, идет против самой себя.

Философия осмысленной жизни.

Понимание себя, своих чувств и потребностей необходимо для понимания других людей, а значит, и для навыков конструктивного разрешения конфликтов. Многие проблемы общества и личности, такие как наркомания, насилие в семье, межэтнические конфликты, могут корениться в незрелой идентичности и отсутствии прочных ценностных и нравственных основ в жизни человека. Мы совершенно справедливо очарованы достижениями медицины, науки и техники, но кажется, что нам угрожает опасный дисбаланс между внешней и материальной стороной общества и личного мира и невидимой, определяющей также нашу коллективную и индивидуальную реальность.

Настоящая ирония заключается в том, что, хотя общество меняется в сторону увеличения поддержки разных прав человека и толерантности, исследования показывают, что новые поколения можно было бы назвать «я поколениями» вместо «мы поколение». «Я поколения» проявляют меньший интерес к благотворительности, политической активности и заботе об окружающей среде, а идеи славы и больших денег более привлекательны, чем чувство твердой принадлежности к сообществу или принятие себя.

Принимая во внимание эти выводы, насколько мы сегодня мотивированы, как люди, развивать личную философию осмысленной жизни и как мы воспринимаем осмысленную жизнь в целом ?

Несущие столбы общества.

Концепция совершенства — это концепция, на которой строятся передовые общества, но они рушатся, если это совершенство не имеет плодородной почвы, на которой оно может развиваться, такой как зрелость характера и моральная ответственность. Однако история слишком много раз показывала нам, как можно злоупотреблять человеческими знаниями, навыками и достижениями.

Однако, несмотря на опасности общества, лишенного своих опор, наши школы и колледжи как образовательные учреждения в большинстве случаев ориентированы исключительно на количественно измеримые успехи своих учеников, а развитие школьной культуры, личное и духовное развитие чаще всего просто мертво, буква на бумаге, вплетенная в несколько предложений видения и миссии.

С другой стороны, человек — сложное существо, к которому нужно подходить целостно, а не фрагментарно, во всех сферах — образовании, здоровье, работе. Следовательно, мы могли свободно трансформировать «Познай себя» в «Познай себя целиком».