Психология и религия: не борьба, а дополнение

Потерянность современного человека в мире — это факт. Как это явление выглядит с точки зрения психолога? Многие психологи сегодня комментируют события и явления — от социальных до политических — придавая своим словам ранг оракула. Людям нужен кто-то, кто даст им четкое объяснение и ответ на вопрос почему… Психологи стремятся оправдать это ожидание. И все же ответ на такой вопрос требует большой деликатности и осознанности.

Прежде всего, стоит помнить, что психология — наука неоднородная, в ней есть несколько направлений. Одно и то же явление будет по-разному описано психоаналитиком, социальным психологом, бихевиористом. В то же время каждое из этих описаний является результатом определенных предположений о реальности, а вовсе не истиной в последней инстанции.

Современная Вавилонская башня

Еще одна проблема — разница между языком психологии и языком религии, возникшая в результате разных подходов к миру, т.е. разница парадигмы в этих областях. Это не означает, что один взгляд на реальность исключает другой. Это просто взгляды с разных точек зрения. Представьте себе поход в горы: один человек окидывает своим взглядом весь пейзаж и наслаждается просторами, а другой будет в восторге от растения или камня, которые найдет под ногами. Только один из них поступает правильно? Нет, они просто воспринимают мир по-разному. То же самое верно и для мировоззрения с точки зрения религии и психологии. Эти взгляды могут дополнять друг друга, но только в том случае, если обе стороны признают свои различия.

Что разрешено психологу

При обсуждении религиозности с точки зрения психолога, нужно быть осторожным, чтобы не смотреть на панораму через увеличительное стекло, то есть не психологизировать то, что нельзя описать языком психологии, а именно религиозный опыт. В религиозном опыте есть области, в которые психолог не имеет права входить, и если уж на то пошло, не только как профессионал, но и как человек, открытый тому, что проявляется внутри другого человека.
Тем не менее, религиозность также заложена в «человеческую ткань». Религиозность мятежного подростка одна, у одинокой матери нескольких детей другая, у старика, думающего о смерти, — третья, у пациента, страдающего психозом, — четвертая. Религия и психология связаны проблемой взаимоотношений. Религия — это отношения. При всей своей инаковости и недоступности для анализа психологическими инструментами — это отношения, это контакт человека с Богом или божественным — и это возможная тема для разговора со священником. Вопросы же: что я могу сделать, чтобы иметь возможность вступить в отношения, чтобы иметь возможность установить контакт с кем-то вне меня — это вопросы, для которых хорошим адресатом является психолог.

Дома в одиночестве

Каждая эпоха имеет свой эмоциональный колорит. Были времена одержимости и безумия, и сегодня мы испытываем самые болезненные трудности с вступлением в отношения. Вокруг полно одиноких людей, разрушающих отношения; одиноких людей, ищущих вторую половинку или уже находящихся дома в своем одиночестве и привыкших к независимости. Возникают вопросы: откуда берутся такие проблемы с установлением длительных отношений, в каком направлении идет этот процесс и влияет ли он на религиозность?
Семья, из которой человек родом, является для него основой для обучения налаживанию контактов с другими людьми. Здесь он принимает первые, но неосознанные решения о своем чувстве безопасности в отношениях с другими людьми. Он узнает, что значит доверять, верить другому, надеяться… Если в начале жизни по каким-то причинам человек не может полагаться на своих родителей, в дальнейшей жизни он будет испытывать трудности, на решение которых уйдет немало усилий.

Гармоничные отношения

Сегодня роли в наших семьях часто путаются. Родителям сложно по разным причинам. К примеру, потому что они сами не получили от родителей того, что им было нужно, и теперь не знают, как дать это своим детям. Или же потому что они не могут общаться со своим партнером. Ребенок любит своих родителей безграничной любовью, какими бы они ни были, и, видя их боль, хочет облегчить ее любой ценой. Такой ребенок говорит в своем сердце: «Мама, папа, я буду страдать больше, чем вы, мне будет более грустно, потеряно или больно…» — и своим волшебным мышлением он верит, что его действия облегчают жизнь родителей. Конечно, это не так, ведь каждый человек может быть ответственным только за свое внутреннее состояние. В то же время, произнося такое предложение, ребенок в некотором смысле становится «родителем своего родителя» — теперь он «такой большой», что он хочет давать, а не брать у родителей. Ребенок со временем становится как бы пустым, потому что тому, кто не взял, нечего дать. Когда человек перестает быть ребенком слишком рано, он не успевает создать необходимый резервуар, чтобы стать взрослым.

Психология и религия: не борьба, а дополнение

Психология и религия: не борьба, а дополнение

Он почувствует острую нехватку чего-то в своем сердце, отчаянно будет пытаться наполнить эту пустоту какими-то вещами, новыми гаджетами, едой и т.п. Из-за этого недостатка возникнут проблемы с установлением уважительных отношений. Уважение — это отношения, в которых я говорю другому: «Я рад, что ты со мной. Я согласен с тем, что ты должен быть таким, какой ты есть. Спасибо за то, что ты мне даешь». При таком подходе отношения могут развиваться в правильном направлении, будь то контакт с другим человеком или обращение к Богу.
Можно ли что-нибудь сделать, чтобы научиться уважению? Можно. Для счастливого детства никогда не поздно: можно правильно смотреть на своих родителей и занимать нужное место по отношению к ним в каждый момент своей жизни. Даже когда вы совсем взрослые и даже когда родители мертвы, потому что этот процесс происходит в сердце.