Можно ли причинять страдания младенцу ради развития науки? Отец бихевиоризма, Джон Уотсон, думал именно так и поэтому написал одну из самых недостойных страниц в истории исследований человеческой психологии. Узнайте печальную историю эксперимента, в котором участвовал маленький Альберт.
Какая комбинация событий могла привести кого-то к идее проведения бесчеловечных экспериментов над 9-месячным ребенком? История медицины идет запутанными путями, и история маленького Альберта берет свое начало в гораздо более ранней работе знаменитого Ивана Павлова. Почти все знают рефлекс, названный в его честь, так как он даже вошел в повседневный язык. Павлов занимался исследованиями поведения животных, в основном собак.
Он обнаружил, что определенные действия могут быть искусственно «запрограммированы» в мозге животного и косвенно соотнесены с внешним стимулом. Самым известным примером из его работ является тот, в котором он кормил собак под аккомпанемент звука колокольчика.
Через некоторое время животные установили эту связь и начали обильно выделять слюну в ответ на сам звук — даже если еда не появлялась. Первооткрыватель в противовес врожденным безусловным рефлексам назвал этот механизм условными рефлексами.
Психолог Джон Уотсон решил перенести открытия Павлова на научные исследования возможности сохранения условных рефлексов, на этот раз у людей.
В 1920 году Уотсон решил экспериментально исследовать механизм формирования тревожности у человека и определить, является ли она врожденной или возникает в результате раннего обуславливания внешними факторами. Однако, чтобы это выяснить, ему нужен был человек, который еще не был никак «запрограммирован» жизненным опытом. Другими словами, это должен был быть очень маленький ребенок. В итоге ученый нашел маленького сироту, который с рождения находился в больнице.
Личность ребенка была скрыта в документах исследования под псевдонимом «Маленький Альберт«. Джон Уотсон, обнаружив, что ребенок положительно реагирует на присутствие животных, решил взять за цель своего исследования «программирование» в Альберте страха перед ними.
Эксперимент повторялся много раз и всегда имел один и тот же ход. Перед малышом ставили лабораторную собаку, крысу или кролика, и когда Альберт уверенно и радостно протягивал руку к животному, Уотсон ударял молотком по металлическому пруту за его спиной. Громкий, неприятный звук вызвал у ребенка немедленный страх и громкий плач.
После серии таких сеансов следовал перерыв в несколько дней, после чего предполагалось проверить, закрепилось ли кондиционирование. Подозрения ученого подтвердились — крошечный пациент начал реагировать сильным беспокойством и плачем при виде животных, которые раньше вызывали у него любопытство и желание контакта. Обусловленные в ходе эксперимента страхи Альберта переносились и на другие объекты, ассоциирующиеся с белым мехом животных — например, кусочки меха или бороду от маски Санты.
Эксперимент был прерван при довольно туманных обстоятельствах. Согласно одному источнику, маленький Альберт не был сиротой, и его мать, работница больницы, дала согласие на участие ребенка в исследованиях Уотсона. Однако, когда она поняла, какими они были на самом деле, она тут же забрала ребенка и ушла, не оставив адреса.
Другие источники утверждают, что поспешный финал произошел в результате исключения Джона Ватсона из университета из-за его романа с ассистенткой.
Однако каковы бы ни были реальные причины, одно можно сказать наверняка: обусловленность маленького Альберта и вызванная ею фобия так и не были отменены. Вопрос об истинной личности ребенка из эксперимента Ватсона остается нерешенным и по сей день.
Был ли вообще необходим эксперимент с участием маленького Альберта? Компенсировали ли знания, полученные на этом пути, страдания невинного «объекта исследования»? Не мог ли Уотсон исследовать «программирование» ребенка на положительный стимул, такой как радость или уверенность?
Иван Павлов, духовный отец идеи Уотсона, упомянутой в начале, однажды сказал о своих собаках: «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, принесет себя в жертву науке. Но наше человеческое достоинство требует от нас, чтобы это всегда происходило без лишней боли». Возможно, этот девиз, и особенно его вторая часть, станет хорошим резюме истории о маленьком Альберте.